«Шиз-Арт». Так недвусмысленно названа очередная выставка искусства аутсайдеров, открывшаяся вчера в областном краеведческом музее. Пока наша страна, несмотря на непреодолимую тягу к европейским стандартам, все еще не обременена в полной мере политкорректностью, выставкам полагается давать названия яркие, звучные и непременно популяризированные.
Так сложилось, что искусство аутсайдеров в сознании обывателя непременно ассоциируется с какой-либо патологией. Однако, эта сфера не ограничена творчеством пациентов психиатрических клиник, она несколько шире. Художники-аутсайдеры - люди, творящие для себя и, вряд ли, осознающие себя художниками до тех пор, пока коллекционеры или эксперты не убедят их в обратном.
Чем привлекательна выставка? Прежде всего, отсутствием художественного образования участников и, как следствие, свободой от копирования культурных канонов, непосредственностью и искренностью. С другой стороны, восприятие неподготовленным зрителем зрелищ подобного рода процесс весьма сложный и не всегда приятный. Если вы готовы к этому, то двери областного краеведческого музея открыты для Вас с 5 по 31 августа. Выставка располагается на первом этаже Западной башни в зале истории XX века.
Экспозиция, представленная графикой, живописью, фотографиями и инсталляциями, достаточно объемна - около 300 работ, среди которых особый интерес вызывает коллекция областной клинической специализированной психоневрологической больницы №1. Таким образом, любопытство здесь можно удовлетворять часами, плавно переходя от психиатрии к искусствоведению и наоборот.
Для непосвященных мероприятие также станет незабываемым, что, однако, не отменяет первичного шока. Иногда структура психики впечатлительного зрителя такова, что адекватность с утра не является залогом того же к вечеру, ибо грань, отделяющая безумие от того, что принято называть нормой, весьма условна. Впрочем, если Вы эстет с устоявшейся психикой и страстью к новизне неоднозначных ощущений, то «Шиз-Арт» не столько галерея безумия, сколько любопытный вариант для времяпрепровождения.
Долгое время outsider art было недоступно широкой публике. В ХХ веке при ведущих европейских психиатрических клиниках открылись мастерские, в которых пациенты могли заняться живописью, графикой, лепкой и резьбой по дереву. В некоторых городах появились галереи, где выставлялись работы подобного рода. В Европе, как впрочем и в Москве, созданы музеи творчества аутсайдеров, пользующиеся всемирной известностью.
Однако, у популярности есть и обратная сторона. Внутренний мир – это единственный резерв творчества художника-аутсайдера. Постоянные посягательства извне приводят не только к его разрушению, но и к исчезновению outsider art как такового, поскольку работы подобного рода, оформленные в музейные рамы, теряют свою сущность и становятся достоянием официальной культуры. Как Вам «социализация» сокровенного?
Бицкая Ирина