Погода в Челябинске

Прогноз погоды в городе Челябинск

Прогноз погоды в городе Челябинск на завтра

Курс валют ЦБ
{curs}
Новости города Челябинска Мир74

Современный городской портал Челябинска

Сегодня

Челябинск » Челябинск » Кому принадлежит Челябинск или все СМИ...

Кому принадлежит Челябинск или все СМИ...

Классический облик преуспевающего капиталиста был описан еще в 30-х годах ХХ века Самуилом Маршаком: «…владелец заводов, газет, пароходов».

Уже сто лет назад наличие в собственности средств массовой информации считалось одним из залогов больших финансовых и политических успехов.

В младокапиталистической России с помощью газет и телевидения зарабатывались огромные деньги, убирались в отставку правительства и выбирались президенты.

Кипучую историю, полную скандалов, неожиданных взлетов и ужасающих падений, судебных разбирательств и тайных сделок по купле-продаже имеют и челябинские СМИ.

Аксиома «Владеешь информацией – владеешь миром…» обсуждению не подлежит. Так кто же, имея в собственности местные средства массовой информации, владеет Челябинском?

Газетный бум: от взлета к падению

В 90-х годах прошлого века Челябинская область была, пожалуй, регионом №1 в России по динамике развития газетного рынка (не считая Москву и Санкт-Петербург). На Южном Урале довольно рано появились первые частные деловые газеты – «Деловой Урал» и «Уральские коммерческие ведомости»; в числе первых был освоен сегмент бесплатных газет – «Дело», «Челяба». Сверхудачно работала газета бесплатных объявлений «Тумба», высоким качеством материалов славились ежедневные газеты – «Челябинский рабочий» и «Вечерний Челябинск», достойно выглядели официальные рупоры власти – «Хроника», «Народная Дума», «Южноуральская панорама».

Ситуация изменилась в 2004–2007 гг. Челябинские СМИ с местными хозяевами уступили позиции федеральным холдингам – «Комсомольской правде», «АиФ», «Московскому комсомольцу», «Из рук в руки», «Труду». Именно федеральные СМИ с местными челябинскими вкладками сейчас доминируют в газетном сегменте медиарынка Челябинской области.

Тем не менее, история челябинских газет весьма любопытна, свою долю на рекламном рынке и в борьбе за читателя они имеют. О прошлом и будущем СМИ Челябинска, о том, кто ими владеет, мы готовы рассказать.

Бесплатные газеты

Пионером в сегменте бесплатных газет был бывший школьный учитель русского языка и литературы Игорь Фендриков. В 1990 году он первым в Челябинске реализовал идею бесплатной газеты с простейшей творческой моделью – минимум содержания, максимум объявлений. Газета получила название «Дело» и в начале выходила смешным форматом А4 и очень небольшим тиражом. Однако за считанные месяцы увеличились и формат, и тираж, и объемы рекламы, а, соответственно, – прибыли. Вслед за лидером начали работать в новом для Челябинска, да и для всей России, сегменте «бесплатные газеты» другие игроки: «Ва-Банк» (хозяин – Владимир Манаев), «Челяба» (хозяин – Борис Киршин) и «Уик-энд» (хозяин – Владимир Махалов). Намного позднее к ним присоединились «Соседи» (Михаил Юревич), «Итоги 74» (Артур Никитин), «Метро 74» (Валерий Алешкин). Увы, пионеров этого вида медиабизнеса – «Дело», «Челябу» и «Уик-Энд» – постигла печальная участь: не выдержав конкуренции, и в силу других причин, эти СМИ прекратили свое существование или, значительно снизив тиражи, уступили свои лидирующие позиции.

«Деловой Урал» и другие

Первая челябинская газета, в учредителях которой было негосударственное предприятие, по совместительству оказалась и первой газетой, которую с долей условности можно назвать деловой. В декабре 1988 года появился коммерческий еженедельник «Контакт». В активно развивавшемся кооперативном движении он попытался соединить покупателя и продавца. Интересно, что попытка была предпринята не кооператорами, а журналистами. Возглавил издание Юрий Вишня. Дебют оказался удачным – еженедельник с тиражом, в разные годы колебавшимся от 40 до 100 тысяч, распространялся в розницу и по подписке в 74 городах России. И стал, по сути, первой национальной газетой, издававшейся не в Москве.

Появление региональной бизнес-газеты 90-х – «Делового Урала» («ДУ») – тоже было связано с желанием соединить покупателя и продавца. Но сделано это было уже представителями бизнес-среды. В начале 90-х, в период оформления биржевого движения, челябинская фирма «Хорда», сложившаяся на базе одноименного городского клуба интеллектуальных игр, открывает брокерские конторы на нескольких крупных биржах – Московской товарной, Российской товарно-сырьевой, Челябинской универсальной. И практически сразу сталкивается с проблемой, где найти покупателей и продавцов.

Идея создать газету для размещения биржевых сводок пришла в голову лидеру «Хорды» Александру Никелю. Однако, отдав под саморекламу бизнеса одну полосу, он решает этим не ограничиваться и вменяет в обязанность руководителям брокерских контор собирать интересную предпринимателям деловую информацию. Ею, в основном, стали новости, биржевая аналитика и прогнозы по отраслям.

В этот период издание «Делового Урала» ежемесячно обходилось «Хорде» в сумму порядка миллиона рублей. Основные затраты шли на курьера, еженедельно летавшего в Москву за материалом для номера, и на издание и доставку тиража, равнявшегося в первый год 240 (!) тысячам экземпляров. Столь большой тираж у газеты появился благодаря... «Челябинскому рабочему». «Мы предложили руководителю областной почтовой службы Николаю Варчаку за определенную плату разнести по подписчикам «Челябки» нашу газету, – рассказывает один из топ-менеджеров газеты Кирилл Зернов. – Как выяснилось потом, это был в России прецедент, поэтому Варчак согласился не сразу – не знал, какую сумму назначить». Схема оправдала себя уже тем, что среди адресатов были не только частные лица, но и организации. Через три месяца газета таким же образом «обкатала» Свердловскую область, а затем и весь Урал. В результате, на следующий год через объявленную подписку и продажу в рознице тираж «Делового Урала» составил около 20 тысяч.

Примечательно, что именно с тиражом «Делового Урала» было связано первое судебное разбирательство на эту тему. Практически единственный конкурент – начавшая выходить также в феврале 1992 года газета «Уральские коммерческие ведомости» (основными учредителями были «Коммерческий центр» Сергея Машкауцана и «Форум-банк» Георгия Джавашвили) – опубликовала на своих страницах материал о том, что «ДУ» завышает тиражи.

Этот спор «Деловой Урал» проиграл, но выиграл в общем зачете. Разорившиеся в 1993-94 годах учредители «Уральских коммерческих ведомостей» закрывают газету. «ДУ», в отличие от соперника, остался на плаву, но и для него 1994 год стал переломным. Собственником газеты, после множества пертурбаций, стал Союз предпринимателей малого и среднего бизнеса, возглавляемый Василием Кичеджи. Став подконтрольной Кичеджи, газета, в основном, сохраняя свою специфику, начинает использоваться как предвыборный инструмент. Сугубо политической она становится уже в руках купившего ее в 1997 году Валерия Гартунга. Как агитка, «Деловой Урал» перестает продаваться и переходит на бесплатное распространение.

К своей изначальной концепции «Деловой Урал» вернулся только после губернаторских выборов 2000 года. Параллельно с ним Валерий Гартунг решил развивать еще один проект – ежедневную газету «Новости». Однако планам помешала состоявшаяся спустя несколько месяцев встреча с Петром Суминым. Губернатор предложил оппоненту в качестве акта примирения избавиться от собственных СМИ. В результате, газета «Новости» была закрыта, договор на ретрансляцию «Нашего радио» продан свердловчанину Николаю Грахову, телекомпания «Деловой Урал» досталась коллективу, а одноименная газета – Подопригоре и Зернову. В 2001 году «ДУ» становится собственностью УГМК. Причиной сделки оказалось удачное название, которое идеально подходило для экономического еженедельника, выходящего на весь Урал. В таком статусе газета просуществовала еще около года и была закрыта Андреем Козицыным, избавлявшимся в тот период от своих активов.

«Челябинский pабочий»

До октября 1991 года крупнейшая газета области «Челябинский рабочий» был органом. Органом обкома КПСС и Совета народных депутатов. Все карты «спутал» путч ГКЧП. И хотя руководство «ЧР», в отличие от «Вечерки», в те тревожные дни заняло «выжидательную» позицию, после победы демократии в числе первых заявило о своей независимости.

Поскольку компартия после путча была в стране временно запрещена, то номинальным хозяином оставался лишь Совет народных депутатов во главе с будущим губернатором Петром Суминым. Именно к нему и обратился недавно избранный журналистским коллективом редактор «Челябинского рабочего» Борис Киршин с просьбой отпустить газету «на вольные хлеба». Понимая, что в смутное время Совету важнее подумать о собственном существовании, чем влезать в новые конфликты, Сумин соглашается, и в конце октября 1991 года «Челябка» официально стала собственностью коллектива газеты.

При этом акции получили все работающие и даже бывшие работники «Челябинского рабочего» – от корректоров и водителей до только что принятых в штат молодых сотрудников секретариата. В расчет принимались, в первую очередь, стаж работы в газете и действующий оклад акционера.

Однако руководство газеты, посчитав дело сделанным, сочло для себя необязательным зарегистрировать выпуск акций вновь созданного ЗАО «Челябинский рабочий». Да, в общем-то, никто особо и не требовал: власть молчала, акционеры получали хоть и не очень большие, но регулярные дивиденды, руководство газеты занималось рутинной работой. И до конца 1998 года все это сходило с рук.

Однако жизнь страны за эти семь лет сильно переменилась. Средства массовой информации вообще и газеты в частности стали играть в обществе важную роль, особенно в периоды перманентных российских выборов. Не остался в стороне от этих политических баталий и «Челябинский рабочий». Будучи к 1999 году все еще авторитетной газетой области, «Челябинский рабочий» привлекал к себе взоры политиков и бизнесменов, которые поставили себе цель – пробиться в большую политику, чтобы либо обезопасить себя от преследований со стороны закона, либо развить свой бизнес, используя столичные связи. И на «Челябку» началась рейдерская атака.

Среди людей, поставивших себе цель заполучить «Челябку», можно выделить троих: Дмитрия Еремина, Вячеслава Тарасова и Андрея Косилова. Еремин открыто предлагал акционерам «Челябки» продать ему акции, Тарасов действовал через своего заместителя Валерия Гришмановского, интересы Косилова представлял ответственный секретарь «Челябинского рабочего» Виктор Косолапов.

Первоначальный повод был формальным – ЗАО не зарегистрировало свои акции. Затем последовали и более откровенные «наезды» от политических, общественных и промышленных структур. Появились люди, которые «в открытую» предлагали перекупить газету, скупив контрольный пакет акций ЗАО. Тем более, что руководство «ЧР» и в этом вопросе заняло невразумительную позицию: в конце 1999 года Борис Киршин предложил всем акционерам продать акции вновь создаваемому ЗАО «ЧР-Менеджер», в котором числились уже только четверо учредителей – сам г-н Киршин, два его заместителя и ответственный секретарь. Аргументировалось это предложение тем, что ядро газеты сможет противостоять всем нападкам извне более эффективно, чем разрываемый противоречиями коллектив. За каждую акцию руководство «ЧР» предложило своим коллегам по 20 рублей.

Но и «враг» не дремал. Понимая, что страна давно уже живет в условиях рыночного общества, люди, обладающие немалым капиталом, решили перебить цену и назначили за акцию по 50 рублей. И акционеры дрогнули.

Те из них, кто по разным причинам уже не работал в газете, согласились на новые условия предпринимателей, многие из тех, что еще оставался сотрудником «Челябинского рабочего», выражали сожаление, что не могут последовать за бывшими коллегами, опасаясь мести Бориса Киршина. Но зерно сомнения уже начало прорастать...

И тут главный редактор «Челябки» просит аудиенцию у ставшего к тому времени губернатором Петра Сумина. После этого разговора судьба новой «Челябки» оказалась предрешена. «Челябинский рабочий» стал... американской газетой.

Некое частное лицо из нью-йоркского района Манхэттен выкупило 100 процентов акций газеты. При этом господин Киршин устно и письменно утверждал, что вновь созданное ЗАО «ЧР-Менеджер» лишь взяло кредит на оплату бывших долгов ликвидированного ЗАО «Челябинский рабочий». Однако в нашей редакции имеются документы, свидетельствующие о том, что 200 тысяч долларов, полученных от американских «партнеров» на защиту свободы слова в России, были потрачены следующим образом: примерно по 37 тысяч «американских рублей» получили ответственный секретарь и оба заместителя Киршина, а сам главный редактор «подорожал» почти на 89 тысяч долларов. Забавно еще и то, что бывшие акционеры «Челябки», которым изначально предлагалось по 20 рублей за акцию, получили лишь по шесть рублей.

«У меня было более двух тысяч акций, и я считал себя одним из хозяев «Челябки», – улыбается один из журналистов «Челябинского рабочего». – После продажи газеты американцам, или Киршину – я точно сам не знаю, на своих акциях я заработал примерно 12 тысяч рублей. Купил на них видеомагнитофон…

Затем в течение последующих нескольких лет в результате сложных финансовых операций, связанных с кредитами, иностранными грантами и полученной (прежде всего, от газеты «Тумба») прибылью, американские деньги были возвращены, и газета стала «свободной и независимой».

С 1 января 2000 года газету «Челябинский рабочий» издает ЗАО «ЧР-Менеджер». И хотя номинально хозяевами последнего являются четыре физических лица – Борис Киршин, Юрий Емельянов, Владимир Спешков и Лев Лузин, – ни для кого не секрет, что фактическим хозяином старейшей на Южном Урале газеты (вместе со всеми ее приложениями), отметившей в этом году свой вековой юбилей, был и остается г-н Киршин.

«Вечерний Челябинск»

До 1991 года «Вечерка» являлась официальным рупором городского комитета КПСС и городского совета народных депутатов. Рядовые горожане эту газету хорошо знали, любили, и уважали. К концу 80-х, на волне перестройки, коллектив редакции занял твердую демократическую позицию, что явно отличало ее от главного конкурента – «Челябинского рабочего». Наиболее ярко это проявилось 19 августа 1991 года, в дни августовского путча. «Вечерка» выступила на стороне Бориса Ельцина и против ГКЧП, с ликованием встретив развал и запрет КПСС и приход к власти в стране демократов. Дивидендов, однако, это газете не принесло.

После запрета КПСС и фактическое исчезновение хозяина – горкома партии, – «Вечерний Челябинск» прошел процесс акционирования, преобразовавшись в ЗАО. Акции были распределены среди трудового коллектива, на их число влиял в первую очередь рабочий стаж. Среди крупных акционеров оказались ветераны редакции – журналисты Старикова, Моргулес, Иванова, Вишня. В непростой ситуации оказался главный редактор газеты Александр Драгунов: не являясь основным собственником газеты, ему постоянно приходилось корректировать курс редакционной политики с оглядкой на четверку вышеперечисленных ветеранов-акционеров. Но некоторое время система сдержек и противовесов, выстроенная Драгуновым, работала. «Вечерний Челябинск» уверенно двигался вперед, тиражи росли, реклама приносила деньги, выходили отличного качества журналистские тексты. Газета дружила с мэрией, ежегодно получая от Вячеслава Тарасова в подарок по две-три квартиры, безвозмездно распределявшиеся среди редакционного коллектива.

Однако в середине 90-х был совершен ряд ошибок в управлении бизнесом, которые привели к жесточайшему финансовому кризису газеты. В частности, Драгунов принял решение отказаться от подписки, полностью сосредоточившись на розничной продаже. В один момент «Вечерний Челябинск» был исключен из почтовых подписных каталогов и сознательно (!) отказался от всех (!) своих подписчиков. А в розницу газета тоже не пошла, списание ежедневного номера доходило до 70 процентов. Совсем стало плохо в 1998 году, когда после дефолта катастрофически поднялись цены на бумагу. 34 акционера «Вечерки» умели хорошо писать тексты, но у них совершенно не было денег на выпуск своего издания. Именно в 1998 году Драгуновым и его заместителем Грачевым было принято решение искать для газеты инвестора, фактически – нового хозяина.

СрСреди будущих хозяев мелькали фамилии мэра Челябинска Вячеслава Тарасова, местных предпринимателей – Артура Никитина и Дмитрия Еремина, но Драгунов с Грачевым остановились на малоизвестном еще на тот момент хлебозаводчике Михаиле Юревиче. Редактор и его заместитель начали скупать у трудового коллектива акции, объявив, что теперь у газеты будут три хозяина-акционера – Драгунов-Юревич-Грачев. После того, как скупка была произведена, Грачев и Юревич избавились от Драгунова, воспользовавшись формальным поводом, сместив его с должности главного редактора.

 

В В 1999-м году полноправным хозяином «Вечернего Челябинска» стал Юревич. И он принял решение, по мнению экспертов, поставившее крест на дальнейшей судьбе «Вечерки». Юревич превратил газету в «медиа-дубину», в ресурс политического влияния, а не в инструмент зарабатывания денег. В ходе выборной кампании в Государственную думу 1999-го года и позднее на страницах «Вечернего Челябинска» появлялось такое количество лжи, грязи и «черного пиара», что от газеты отвернулись самые преданные ее читатели. Авторитет издания, нарабатываемый около сорока лет, рухнул за считанные годы. Но Юревич своего добился, с помощью публикаций в «Вечерке» он стал депутатом Госдумы и вошел в число самых влиятельных политиков Челябинской области, заняв впоследствии и кресло мэра.

На данный момент главный редактор «Вечернего Челябинска» Герман Галкин пытается исправить ситуацию и сделать из газеты нормальный медиаресурс, который бы приносил прибыль. Парадокс заключается в том, что сам Галкин более всего преуспел именно в пиаровских медиавойнах (в самом «грязном» их варианте), а не в ведении обычного медийного бизнеса. Возможно, осознавая абсурдность этой ситуации, Юревич совершил остроумнейший финт, с выгодой продав убыточную газету… самому себе. Решением мэра и послушных ему депутатов городского парламента, «Вечерний Челябинск» стал официальным органом городской думы Челябинска. Использовав по полной «Вечерку», Юревич избавился от убыточного актива, теперь выход газеты оплачивают налогоплательщики.

Бум журналов: бесполезное – полезно

Загадочные и умные челябинцы медийный формат «журналы» любили всегда. В советское время тотального контроля КГБ над местной прессой южноуральский самиздат процветал: политическое издание «Дорога к храму», музыкальные «СЭЛФ», «Опорный край», христианские, кришнаитские и прочие журналы будоражили умы местных жителей. В годы перестройки издавались коммерчески безуспешные, но по замыслу глобальные и мистические «Имидж» и «Уральская новь». Все они и многие другие канули в лету. И к середине 90-х годов в Челябинске появились журналы нового формата – «Тип-топ» и «Бум-бум». Первый издавали Павел Рабин, Александр Бенко и Андрей Бондарюк (главный редактор). Второй был плодом рекламного агентства «Алфавит» и жены его хозяина – Елены Фендриковой. «Тип-топ» делал 100-процентную ставку на местный контент, даже на его обложке красовались фотографии челябинских «звезд» (популярного радиодиджея Жени Сайкина, в частности). «Бум-бум» в основном переводил западные интервью и рецензии. Засветились в 90-е годы и такие журналы как «Побочный эффект» (Илья Мерензон) и «Уральская парадигма» (Павел Рабин). Оба продукта предельно любопытны для истории челябинской журналистики, говорить о них можно восторженно, но, увы, только в прошедшем времени.

Потерянный «Стиль»

Из тех, кто являлся первооткрывателем журнального рынка Челябинска и до сих пор продолжает бизнес, можно назвать, пожалуй, только «Стиль».

Его хозяйка – Валерия Подтесова, имела к концу 90-х годов в собственности салоны «Амфора» и «Диво», кое-какую недвижимость и отца в ранге вице-губернатора области. Вместе с мужем и партнером по бизнесу Светланой Соколовой она решила издавать один из первых в Челябинске гламурных журналов. Его главной задачей на первоначальном этапе была простой – пиарить магазины хозяйки.

«А потом у нас начал получаться сам по себе интересный журнал в абсолютно новом на тот момент для челябинцев формате, – вспоминает бывший главный редактор «Стиля» Олег Лабастов. – Была сформирована хорошая команда из сильных менеджеров, интересных дизайнеров и профессиональных журналистов».

Журнал тиражом в 10 тысяч штук с удовольствием брали на распространение, мы активно рекламировали «Стиль» с помощью наружной рекламы, и в целом, дела шли очень неплохо. В месяц «Стиль» собирал около миллиона рублей рекламы и претендовал на лидерские позиции в своем медиа-сегменте. Едва не состоялся союз «Стиля» и очень схожего с ним по формату екатеринбургского «Стольника». Предполагалось, что журналы будут распространяться вместе и едва ли не полностью оккупируют рынок челябинского медиа-гламура. Однако г-жа Подтесова на предложение свердловчан не согласилась.

А вскоре у «Стиля» начался кризис. По разным причинам его покинула практически вся первоначальная команда. По причине несогласия с политикой учредителей ушел из журнала Олег Лабастов, ему не казалась верной позиция Подтесовой, что в журнале должна продаваться каждая страница.

«Деньги на моих глазах клали творчество на две лопатки. Я всегда считал, что хорошее, грамотное слово – это основа успеха журнала у читателей, – говорит г-н Лабастов. – В «Стиле» мы публиковали интересные и высококачественные материалы, печатали оригинальные литературные переводы, находили интересных собеседников, журнал стали считать «своим» не только богатые, но и творческие люди – художники, музыканты. Но все это постепенно вытеснялось исключительно коммерческим контекстом.

Однако, по мнению экспертов, подкосил «Стиль» не скучный и исключительно рекламный контент, а невнятный формат. До «гламурного» журнал не дотягивал, а просто публиковать тексты про интерьер учредители не хотели. Были, возможно, и другие причины падения известности. Так или иначе, но после 2005 года «Стиль» сдал лидирующие позиции.

Челябинск выбрал «Выбирай»

 

В 1999 году в Челябинске появляется рекламное агентство «Парамон Промоушн». Именно его владелец, Евгений Сайкин, и два его партнера – Александр Одольский и Евгений Кондрашов, решили освоить новый для Челябинска, да и для всей России журнальный формат «сити-гид».

«В конце 90-х идея издавать «сити-гиды» пришла, практически одновременно, и нам, и москвичам, которые открыли «Афишу» и «Ваш досуг», – рассказывает

Евгений Сайкин, – плюс к тому времени многие подсмотрели западные образцы – «Афиша», в частности была почти полностью скопирована с Time Out. Первый номер «Выбирая» был издан тиражом в 5 тысяч экземпляров всего на 32 полосах. По точкам раздачи развозили его мы сами, на своих машинах. Проблем на первоначальном этапе было немало, перед сдачей номера – аврал, не спали по двое суток, сами писали тексты, сами следили за версткой… Однако первый же номер окупился, и мы сразу нарисовали себе перспективу – вырасти в федеральную сеть, наметив 15 городов, где будет выходить «Выбирай». Теперь этих городов – 28, а суммарный тираж «Выбирая» превышает один миллион экземпляров».

Начав успешно работать в Челябинске, «Выбирай» начал увеличивать тираж, количество полос, а потом и географию распространения. В 2001 году заработал филиал в Екатеринбурге, в 2004 году «Выбирай» начали читать жители Уфы и Красноярска, и понеслось… Теперь бывший житель Златоуста Евгений Сайкин вывел свою компанию на международный уровень – «Выбирай» выходит в трех городах Казахстана.

По мнению экспертов, залог успеха «Выбирая» прежде всего в правильно выбранном формате и грамотной реализации изначального плана. Журналы типа «сити-гид» успешно распространяются не только в богатых городах-миллионниках, но и в более бедных областных центрах.

Из успешных медиа-проектов г-на Сайкина еще можно назвать каталог «Интерьер», являющийся сегодня крупнейшей сетью интерьерных изданий в России (издается в 11 городах) и деловой ежемесячный аналитический журнал «Курс Дела» (ранее имеющий название «Покупай лучшее»). В планах «Парамона» – также сделать «КД» сетевым изданием.

«Миссия» выполнима

По словам Евгения Сайкина, сейчас в Челябинске на журнальном рынке успешно работают два самых крупных игрока – его «Парамон» и екатеринбургский издательский дом «Абак-пресс». Наши северные соседи обосновались в Челябинске всерьез и надолго, здесь у них и деловой еженедельник «Деловой квартал», и шоппинг-гид «Я покупаю». И тем не менее, в спор «Парамона» и «Абак-пресса» за деньги местных рекламодателей активно вмешивается еще один игрок – челябинский журнал «Миссия».

 

Одни эксперты связывают успех данного издания напрямую с личностью хозяйки и главного генератора идей «Миссии» Ириной Губаренко. Мол, если бы не удивительная харизма этой барышни, не ее обширные личные связи в деловой и политической элите, а также не покровительство со стороны бывшего шефа (а до «Миссии» г-жа Губаренко работала пресс-секретарем Семена Мительмана) – никакого успеха бы у журнала не было. Другие эксперты видят успех «Миссии» отнюдь не в личности главного редактора, а в грамотно выбранном формате «журнала о VIP-персонах». При этом, если федеральный прототип «Миссии» – «Караван истории» – печатает в основном тексты о жизни звезд шоу-бизнеса, то журнал г-жи Губаренко охватывает весь спектр провинциальной элиты: от депутатов и бизнесменов до чиновников, врачей и учителей. В основе любого текста «Миссии» – история из жизни интересного челябинца, и данная творческая концепция работает на все 100 процентов.

«Еще работая пресс-секретарем, я долго размышляла о своей дальнейшей карьере и жизненной перспективе, советовалась, мучилась… – рассказывает Ирина Губаренко. – И в итоге приняла решение издавать журнал. Заняла 1 миллион рублей, и 1 февраля 2003 увидел свет первый номер «Миссии». Сейчас готовится к выходу 55-й номер. Все эти годы мы сохраняли пятитысячный тираж, считаю, что этого для Челябинска достаточно. Мы сразу же заявили довольно высокую цену за размещение рекламы, и сумели, несмотря на многочисленные трудности и проблемы, убедить рекламодателей, что затраченные деньги того стоят».

Кстати, читатели «Миссии» могут увидеть Ирину возле стоек, где выложена «Миссия». Г-жа Губаренко на своем BMW до сих пор любит лично развозить свой журнал по точкам выкладки.

«У меня шофер смущается, когда мы тормозим возле очередного офисного здания или центра красоты, чтобы достать из багажника очередную пачку журналов, – смеется Ирина. – А я не считаю это чем-то зазорным. Обратную связь, к тому же, получаю. Считаю, что любой бизнес – это продолжение личности».

«Сити-гид»

 

«Сити-гид» появился благодаря и вопреки… екатеринбургскому издательству «Абак-пресс». Тогдашнему руководителю его челябинского филиала Лилии Гречко, помимо управленческих задач, была поставлена еще одна – предлагать новые продукты для местного рынка. В результате, появилась концепция двух взаимодополняющих журналов: «Сити- бизнес» – деловое издание для бизнесменов и «Сити-гид» – для тех же бизнесменов, выступающих уже в качестве конечных потребителей. Однако этот проект принят не был. По мнению свердловчан, челябинский рынок начала 2000-х не обладал достаточной емкостью для делового журнала.

Получив отказ, Лилия Гречко предложила руководству 20% за использование бренда на издании, которое она решила финансировать самостоятельно. «Такая сумма за использование торгового знака была более чем достаточным предложением, – вспоминает она, – но собственник издательства Алексей Харитонов отказался, тоже вполне справедливо решив, что при своих 80% я не позволю вмешиваться в редакционную политику. А ему не нужен был чужой контент под именем собственного издательства».

Контент вышедшего в 2003 году «Сити-гида» и вправду оказался нетипичен. Находя бизнес одним из самых эффективных путей духовного роста, Гречко определяет издание как журнал о ценностных категориях в бизнесе. «Я до сих пор удивляюсь, как менеджеры умудрялись доносить подобную концепцию до рекламодателя», – улыбается она.

Впрочем, вариативность форм рекламы, занимавшей до 70% площади издания, и бесплатное распространение позволили «Сити-гиду» стать безубыточным со второго номера и выходить четыре года с рентабельностью порядка 25%.

«Хотя идею, лежавшую в основе прежнего «Сити-гида» я разделяю и сейчас, – продолжает Гречко, – необходимо было что-то менять. В конце концов, сколько можно было оставаться в роли «токующего тетерева»? Думаю, что и команде, которая начинала проект, было со мной, мягко говоря, непросто работать. В конце концов, мне стало казаться, что все, что я хотела сказать читателям, я уже сказала, а переупаковывать одни и те же смыслы вновь и вновь неинтересно. В результате, проект был закрыт, и только после двух месяцев сессионной работы по ребрендингу родилась новая идея издания».

В середине 2007 года журнал выходит с новым именем «Сити-бизнес» и новой концепцией – «первый интерактивный журнал». «Теперь работа над каждым номером журнала всегда начинается с опроса трехсот руководителей челябинских компаний. Это независимое статистическое исследование, которое проводит для нас маркетинговая компания LITE GROUP. Так у редакции ежемесячно появляется «срез общественного мнения» нашего бизнес-сообщества. Самые большие проценты «Опроса трехсот» показывают, какие темы в данный момент интересуют большинство, а, следовательно, – чему будет посвящен очередной номер. Таким образом, редакционную политику определяет теперь не «высоколобый» редактор, а сами бизнесмены, которым и адресовано издание».

Журнальный бум-бум

Мы написали только о лидерах местного журнального сегмента медиа-рынка, но, безусловно, в Челябинске издается куда большее количество журналов, чем упомянутые «Выбирай» или «Миссия». У кого-то получается выделиться из общей журнальной массы, например, Luxury Life сверкает стразами на обложке, а LюМОN пытается достать читателя умными текстами и сложным пестрым дизайном. У других это получается меньше, например, журнал «Челябинск», существуя с середины 90-х годов, в общем журнальном медиа-потоке практически потерялся, и в число лидеров его, несмотря на историю, зачислить сложно. А кто-то сходит с дистанции, как, к примеру, «Новый активист» – журнал, продемонстрировавший за три года своего существования безусловно интересный контент, но не показавший положительных финансовых результатов. Читатели и коллеги по цеху «Активист» оценили на пятерку, а вот хозяин, Олег Колесников, из-за неприбыльности издания принял решение о закрытии этого интересного СМИ.

Можно сказать, что журналов в Челябинске очень много. Хотя и далеко не все названия журналов известны широкой публики и потенциальным рекламодателям. Вот данные мониторинга компании «Парамон» за первый квартал 2008 года. Этой весной в Челябинске выходило 36 журналов.

1. «9 линий» – тираж 17 000, стоимость полосы 30 000 р.;

2. «City-бизнес» – тираж 5000, стоимость полосы 29 500 р.;

3. «Luxury Life» – тираж 7000, стоимость полосы 22 000 р. ;

4. «LюМОN» – 2 номера, тираж 5000, стоимость полосы 30 000 р.;

5. «MotorZ» – 2 номера, тираж 10 000, стоимость полосы 34 900 р.;

6. «National Business» – 2 номера, тираж 7000, стоимость полосы 29 000 р.;

7. «NZ» – 2 номера, тираж 10 000, стоимость полосы 33 000 р.;

8. «Авто-леди» – 1 номер, тираж 5000, стоимость полосы 25 000 р.;

9. «Архитектура и дизайн» – 1 номер, тираж 10 000, стоимость полосы 22 000 р.;

10. «Атлас» – 2 номера, тираж 10 000, стоимость полосы 18 800 р.;

11. «Банзай. Челябинск» – 2 номера, тираж 10 000, стоимость полосы 30 000 р.;

12. «Банки.Лизинг.Страхование» – 2 номера, тираж 7000, стоимость полосы 22 000 р.;

13. «Бизнес-ключ» – 2 номера, тираж 3 000, стоимость полосы 28 000 р.;

14. «Бизнесмен» – 1 номер, тираж 5000, стоимость полосы 27 500 р.;

15. «Большой город» – 3 номера, тираж 12 000, стоимость полосы 39 500 р.;

16. «Выбирай соблазны большого города» – 6 номеров, тираж 30 000, стоимость полосы 32 100 р.;

17. «Деловой квартал» – 11 номеров, тираж 5000, стоимость полосы 31 000 р.;

18. «Дом, который построил…» – 1 номер, тираж 5000, стоимость полосы 20 000 р.;

19. «Дорогое удовольствие» – 2 номера, тираж 3000, стоимость полосы 36 500 р.;

20. «Есть скидочка!» – 2 номера, тираж 10 000, стоимость полосы 18 600 р.;

21. «Живите богато» – 1 номер, тираж 25 000, стоимость полосы 24 900 р.;

22. «Интерьер» – 2 номера, тираж 12 000, стоимость полосы 15 000 р.;

23. «Курс дела» – 2 номера, тираж 12 000, стоимость полосы 28 000 р.;

24. «Медовый месяц» – 1 номер, тираж 20 000, стоимость полосы 10 500 р.;

25. «Миссия» – 2 номера, тираж 5000, стоимость полосы 35 000 р.;

26. «Особняк вашей мечты» – 2 номера, тираж 7 000, стоимость полосы 28 600 р.;

27. «Особые знаки» – 1 номер, тираж 7 000, стоимость полосы 9 900 р.;

28. «Очень важная особа» – 2 номера, тираж 7 000, стоимость полосы 20 500 р.;

29. «Свадебный вальс» – 1 номер, тираж 14 000, стоимость полосы 15 000 р.;

30. «Стиль» – 2 номера, тираж 7 000, стоимость полосы 32 000 р.;

31. «Свадебный переполох» – 1 номер, тираж 18 000, стоимость полосы 10 350 р.;

32. «Уральская кредитная линия» – 2 номера, тираж 7000, стоимость полосы 35 000р.;

33. «Финансы большого города» – 3 номера, тираж 4000, стоимость полосы 23 800р.;

34. «Челябинск» – 3 номера, тираж 6000, стоимость полосы 30 000 р.;

35. «Челябинск-СИТИ» – 2 номера, тираж 5000, стоимость полосы 25 000 р.;

3636. «Я покупаю» – 2 номера, тираж 15 000, стоимость полосы 40 000 р.

Челябинск на волнах эфира

В начале 90-х годов дела на рынке радио-СМИ в Челябинске обстояли хорошо. Работали две высокопрофессиональные бригады в формате «ток-радио» – «Новый день» (государственное СМИ, входящее в систему ЧГТРК) и «Новая волна-2» (принадлежащее «Связьинформу»). В Челябинске, одной из первой в России, заработала частная музыкальная радиостанция «Интерволна» (хозяева – Сергей Шариков и Лев Мерензон). Однако в начале 21-го века все изменилось. В сегменте FM-диапазона доминируют федеральные радиостанции. Аудитория ЧГТРК, слушающая ток-радио из розетки, сузилась до нескольких тысяч человек, и это число, как и авторитет, продолжает уменьшаться.

«Интерволна»

Одной из первых музыкальных радиостанций в России, начавшей вещать на ультракоротких волнах, была челябинская «Интерволна».

 

«В 1990 году наш ансамбль «Ариэль» поехал на гастроли в Москву, – рассказывает бывший клавишник легендарного челябинского ВИА и будущий хозяин «Интерволны» Сергей Шариков. – Из аэропорта мы ехали в автобусе, в салоне играла музыка… И вдруг я понял, что водитель включил не магнитофон, а какую-то совершенно необычную радиостанцию, где ведущая сама объявляет песни, сама включает, да еще и шутит со слушателями в прямом эфире. А еще там звучала реклама! Я пересел поближе к водителю и два часа, совершенно пораженный новинкой, слушал все это. Ведущую звали Ксюша Стриж, радио называлось "Европа Плюс"».

Дела в «Ариэле» на тот момент шли неважно, и Сергей Шариков, человек с отличным музыкальным слухом и неплохими связями, решил заняться частным бизнесом, по примеру французских коллег из «Европы Плюс» открыв музыкальную радиостанцию. На тот момент «европейцы» вещали только в Москве и Петербурге.

В течении трех дней (!) Сергей Шариков получил лицензию на частоту. Купил передатчик в Санкт-Петербурге и собственноручно перевез два тяжелых ящика в Челябинск. Договорился с начальством из радиотрансляционного центра на использование антенны и даже получил для работы один из кабинетов.

«Там раньше был некий физкультурный кабинетик, где сотрудники ЧГТРК и ОРТПЦ резались в пинг-понг, – смеется Шариков. – Вот на этих теннисных столах мы и установили наше оборудование и начали вещание "Интерволны"».

Шариков привлек в свою команду звукорежиссера ЧГТРК Алексея Речкалова, знакомого по «Ариэлю» – экс-конферансье популярного ВИА Владимира Царькова, профессиональную переводчицу Елену Городецкую.

«Еще нужны были люди, – говорит Шариков, – и я пошел на какой-то смотр-конкурс в институт культуры. Слушал выступление студентов со сцены, задремал грешным делом, но меня разбудил мощный рев какого-то студента, читающего стихи без микрофона. Я запомнил его фамилию – Вадим Евдокимов. Вместе с ним пришла и Оксана Гаркуша. А чуть позже появился Илья Белов».

На тот момент «Интерволна» стала настоящим откровением в радиожурналистике Челябинска. А через 2-2,5 года проект начал приносить г-ну Шарикову и второму владельцу станции Льву Мерензону ощутимую прибыль. И в 1996 году было принято решение расширять медиахолдинг и начать делать собственные телепрограммы. Сначала Шариков получил лицензию на 39-й канал, но, буквально, через несколько недель, ее отняли. Президент России Борис Ельцин выпустил указ, отдав 39-й канал москвичам под проект «Культура». Упорный Шариков получил после этого 34-й канал («ТВ-Центр») и начал производство собственного телепродукта. Причем пользовался он человеческим ресурсом «Интерволны» – телепрограммы вели уже раскрученные звезды радиоэфира – Евдокимов, Гаркуша, Царьков.

В 2002 году у Шарикова начались проблемы. Во-первых, до предела ужесточилась конкуренция, на радиорынок Челябинска давно пришли такие игроки, как «Европа Плюс», «Русское радио», «Олимп» и другие. Во-вторых, на прибыльную «Интерволну» появился покупатель.

Версия Сергея Шарикова. «В 2002 году в силу различных причин я решил продать свой бизнес. Собственником 34-го канала стало областное правительство, сейчас на этой частоте вещает ОТВ. Собственником «Интерволны» стал Владимир Беспутин, не до конца со мной рассчитавшийся по итогам сделки».

Существует немало слухов о том, что Сергей Шариков лишился «Интерволны» не по своей воле, будто его просто вынудили продать первую челябинскую музыкальную радиостанцию. Это не совсем так.

Дело в том, что Сергей Шариков изначально был автором идеи создания первой в Челябинске музыкальной радиостанции, но никогда не был ее единственным хозяином. С момента рождения станции основным финансовым партнером Шарикова был челябинский предприниматель Лев Мерензон, затем в число акционеров входили другие бизнесмены, а в итоге контрольный пакет акций сформировал в своих руках Александр Беспутин. По его инициативе Сергей Шариков был лишен должности генерального директора «Интерволны», однако из числа акционеров г-н Шариков выведен не был.

«Причина отстранения Сергея Шарикова в 2004 году от руководства станцией была очевидной – плачевная финансовые ситуация», – рассказывает нынешний директор «Интерволны» Игорь Бутузов.

По словам сотрудников «Интерволны», в то время из всего потока радиорекламы за один день работы станции, лишь восемь минут были оплачены. Все остальное – зачетные схемы и прочее. В отношении Сергея Шарикова ОБЭП возбуждал уголовные дела, он обвинялся в подделке документов. После смены руководства рекламные доходы «Интерволны» увеличились в семь раз.

«Народный Хит», «Абсолютное радио»

 

Значительную роль в развитии радиомедийного рынка Челябинска сыграл инженер-конструктор по образованию и бизнесмен по призванию Александр Бенко. Именно он открыл в Челябинске вторую после «Интерволны» FM-станцию – «Европа Плюс».

«Когда мы только стартовали, в Челябинске была лишь «Интерволна», – вспоминает Бенко. – Вот тогда было очень тяжело. У рекламодателей всегда возникал вопрос, а зачем нам вторая музыкальная радиостанция, ведь уже есть «Интерволна»?»

Однако, по мнению экспертов, не «Европой Плюс» более ценен Бенко для медиапространства Челябинска. К 2004 году в Челябинске местный музыкальный эфир был основательно оккупирован сетевым продуктом, бал правили москвичи и свердловчане, а две челябинские станции – «Интерволна» и «L-радио» – были оттеснены из первой десятки. Никто в этот момент не ожидал, что чисто местный радиопродукт может быть востребован челябинской аудиторией и будет иметь коммерческий успех. Всем доказал обратное Александр Бенко, став топ-менеджером мощного финансового холдинга «Уралсвязьинформ» и открыв в Челябинске две чисто местные станции – «Народный хит» и «Абсолютное радио».

«Конечно, производство собственного программного продукта дороже, – считает г-н Бенко. – Но и эффективность на местном рынке, соответственно, выше. Ведь москвичи делают то же самое, что и мы, только у себя в Москве, а продукт экспортируется на 1/8 часть суши. Но самое-то главное – это удовлетворение местного радиослушателя. Мы уже доказали это «Народным хитом». Ведь вкусовые пристрастия от региона к региону отличаются».

Сделав успешными и популярными «Народный Хит» и «Абсолютное радио», Александр Бенко совершил вторую после Шарикова радиореволюцию на местном медиаполе. Он доказал, что челябинский FM-продукт может своим качеством превосходить, или, по крайней мере, быть не хуже сетевых московских аналогов.

«Русское радио-Континенталь»

 

На радиомедийном рынке Челябинска особняком стоит такая персона, как хозяин ООО «Радио Континенталь» Борис Ройзман. На радио он получил известность в должности звукорежиссера ЧГТРК, а среди бизнесменов Челябинска Бориса Григорьевича уважают за удивительное чутье и интуицию. Интересно, что Ройзман, в отличие от своих коллег – Шарикова или Бенко, никогда не создавал на местном медиарынке собственного продукта, а всегда пользовался чужим форматом, превращая его в собственный успех. Здесь-то и проявилась интуиция Ройзмана: еще в середине 90-х годов он первым в Челябинске понял, что у слушателей «пойдет» «Русское радио» и получил от Москвы франшизу на вещание «приколов от Фоменко» и прочей русскоязычной попсы. Чуть позже чутье подсказало Ройзману начать сотрудничество с «Радио Шансон» и «Юмор ФМ», и опять результат близок к 100-процентному. Продукт вещает московский, деньги за него собирает бизнесмен челябинский.

В 2007 году, однако, эта ситуация москвичам не понравилась, и они предприняли попытку отнять у Ройзмана бренд «Русского радио», начав вещание популярной радиостанции на своей частоте – 104,1 FМ. Однако принадлежащая Борису Ройзману частота 100,4 FM продолжает выдавать в эфир то же самое «Русское радио», только со скромной приставкой «Челябинск», недавно смененную на «Континенталь». Обе стороны пытались уничтожить друг друга через суд, но, в итоге, теперь на Южном Урале можно послушать два «Русских радио» – Ройзмана и московское. И Борис Григорьевич, и москвичи в один голос утверждают, что именно их радио – самое популярное, самое коммерчески успешное и самое «русское»…

«L-радио»

 

«L-радио» – вторая после «Интерволны» радиостанция, ориентированная на местное вещание, изначально была отнюдь не частным бизнесом. Оформлением частоты 104,9 занимался руководитель ЧГТРК Виталий Понуров. Предполагавшееся на частоте круглосуточное вещание компании, однако, не началось. По словам Василия Платонова, на вопросы о том, какой продукт должен появиться в радиоэфире, с помощью какой техники и какими ресурсами, представители ЧГТРК в тот период ответить не смогли. Но это была лишь одна сторона проблемы, другая заключалась в том, что компания столкнулась с жестким противодействием ОРТПЦ в лице Юрия Вахтина.

«С монополизмом Минсвязи мы столкнулись еще при оформлении 36-го телеканала, но тогда нам на руку сыграло личное знакомство с первыми лицами российского телевидения, понимавшими необходимость демонополизации отрасли, – говорит Василий Платонов, – с FM-частотой это не помогло. Она простояла около года». Как вариант выхода из ситуации появляется договор о совместном вещании ЧГТРК с компанией «Логика» Владимира Махалова, на которую эта частота и оформляется.

Получив лицензию, «Логика» расторгла договор с ЧГТРК. Собственное вещание на 104,9 FM она начинает в середине 90-х годов под брендом «L-радио». Российская и зарубежная попса, на которую изначально сделал ставку руководитель радиостанции Олег Барабышкин, оказалась коммерчески исключительно успешной. «L-радио» более десятка лет оставалось в первой пятерке самых рейтинговых радиостанций. Однако в лидеры челябинского вещания ее вывел Махалов-младший, ориентировав формат на молодежь и сделав его более танцевальным.

Интернет-СМИ: из пеленок в лидеры

В конце прошлого века в традиционную медиа-триаду «радио-газеты-телевидение» стремительно ворвался Интернет. Сначала интернет-СМИ победили своих коллег на поле оперативности (самые свежие новости отныне появляются не на ТВ, а в интернет-СМИ). Потом удивили всех своей интерактивной возможностью (оставляя свой отзыв, читатель фактически становится соавтором текста, и материал обретает новое лицо). Затем, резко улучшив качество журналистской работы и оставаясь медиа-территорией, свободной от зажима власти, интернет-СМИ начали побеждать своих «традиционных» коллег и в плане борьбе за умы читателей. А в последние три года интернет-СМИ ведут жесточайшую борьбу за передел рекламного рынка. И побеждает!

74.ru…

В Челябинске свою триумфальную поступь Интернет начал благодаря четырем выпускникам ЧелГУ – Раулю Багаутдинову, Геннадию Верясову, Илье Горфману и Владимиру Шевченко. Именно эта четверка стала учредителями сайта 74.ru, который после нескольких лет мучительного поиска своего формата стал абсолютным лидером среди интернет-СМИ Челябинска и является теперь законодателем моды в данной медиа-сфере.

Сайт появился в Интернете в 1997 году и являлся обычным информационным порталом со стандартным набором сервисов: бесплатная почта, SMS-рассылка, форумы, расписания, объявления и так далее. В 2002 году было принято решение о создании собственного редакционного коллектива и, соответственно, своего неповторимого творческого лица. Учредители последовательно реализовывали формулу успеха 74.ru – «Неангажированность. Оперативность. Интерактивность». Интересно, что ради создания настоящего авторитетного интернет-СМИ учредители отказались от других видов медийного бизнеса – были закрыты студия по производству сайтов и «бумажная» газета «Итоги 74». Последняя впоследствии была продана Артуру Никитину.

Концентрация на главной цели дала результат – сайт стал настоящим явлением в челябинской журналистике, а его известность среди жителей южноуральской столицы находится на уровне известности сайтов из так называемой «большой сервисной интернет-тройки» – федеральных Rambler, Yandex и Mail – и превышает известность федеральных интернет-СМИ – Rbc.ru, Gazeta.ru и так далее.

…и другие

РыРынок интернет-рекламы продолжает увеличиваться. И теперь в медиа-сегменте интернет-СМИ Челябинска идет серьезная битва за право занять место «основного конкурента 74.ru» и получить почетное звание «Интернет-СМИ Челябинска №2». На эту роль претендует сразу четыре сайта.

Очень неплохие позиции у портала Polit74.ru, принадлежащего Михаилу Юревичу. По названию понятно, что это СМИ предоставляет горожанам в основном новости политики. С одной стороны, у «политиков» имеется твердая финансовая основа, административный ресурс и талантливый редактор. С другой – 100-процентная ангажированность сайта, выражающего только интересы своего хозяина. Последнее обстоятельство не позволяет пока сайту вырваться вперед, хорошие журналистские тексты тонут в пиаре и восхвалении мэра Челябинска. Видимо, этим объясняется сравнительно низкая посещаемость проекта – в среднем, 400-600 человек в день, согласно данным «Рамблер Топ-100».

Три других сайта – Gazetachel.ru (принадлежит Валерию Алешкину), Portal74.ru (принадлежит рекламной группе «Амиго-Медиа») и Gorod4е.ru (принадлежит Артуру Никитину) пытаются копировать взятый у 74.ru формат «городского сайта», но пока их предельно низкий трафик не позволяет говорить о сколько-нибудь серьезной конкуренции 74.ru. Их главная проблема – низкая посещаемость: согласно тому же «Рамблеру», Gazetachel.ru ежедневно посещают всего две тысячи человек, Portal74 – чуть более тысячи, Gorod4e.ru и того меньше – 400-500 посещений в день. Для сравнения, ежедневная аудитория 74.ru – около 30 тысяч человек.

Существуют в Челябинске и интернет-сайты, работающие в специализированном медиасегменте, освещающие отдельно: рынок недвижимости (Chelreal.ru), кадровый рынок (Jobway.ru), авторынок (Zavedi.ru), проблемы материнства и детства (Deti74.ru, Detvora74.ru), развлечений (Aloepole.ru). Но классическими интернет-СМИ данные порталы не являются, и серьезных попыток заявить о себе в формате «городского средства массовой информации» не делают. Более того, этим порталам приходится конкурировать с со специализированными сайтами семейства 74.ru – MyChel.ru, Autochel.ru, DomChel.ru и так далее, причем количество посетителей значительно выше у последних.

Челябинск говорит и показывает

Российский телебизнес начался отнюдь не с частных каналов, как это принято считать. Первый шаг сделало в конце 1988 года Гостелерадио, разрешив региональным комитетам по вещанию (входившим в его структуру вместе с телерадиоцентрами и одновременно подчинявшимся местным облисполкомам) заниматься прямой рекламой, оставляя заработанные средства себе.

Столь заманчивая перспектива и стала одной из причин появления на челябинском телевидении самой известной программы того времени – «Эфир-2». Второй причиной оказался... винный бунт, произошедший в августе 1990 года. На вторую ночь погромов Виталий Понуров, руководивший областным комитетом по вещанию, принял нестандартное решение – вместо традиционной вечерней телепрограммы, в эфире появился «Кинг-Конг». «Изменив сетку и поставив фильм без права показа и согласования, мы нарушили все запреты, – вспоминает директор ГТРК «Южный Урал» Василий Платонов, – но это возымело действие – улицы опустели».

Вскоре у ЧГТРК появились конкуренты. И первым из них стала созданная в начале 90-х ассоциация «Канал-ТВ» (КТВ). Ее учредителями выступило пять юридических лиц, среди которых был научно-исследовательский институт измерительной техники (НИИИТ, Аркадий Расин), областной комитет по вещанию и телерадиоцентр (Виталий Понуров и Александр Слободяник), областной радиотелевизионный передающий центр (ОРТПЦ, Юрий Вахтин) и областное управление связи (Анатолий Уфимкин).

Вдохновленные идеей негосударственного телевидения, участники ассоциации быстро распределили обязанности: оформлением лицензий занимался Вахтин, передатчики и помещение под студию предоставил Расин, техническую базу – Понуров и Слободяник. В результате, тестовое вещание на 23 канале началось осенью 1991 года. Однако квинтет соучредителей просуществовал совсем недолго. В том же году из его состава выходят руководители только что организованной ЧГТРК. Причиной, по словам Василия Платонова, стало «нежелание участвовать в авантюре» – выяснилось, что эфир нечем заполнить, кроме нелицензионных фильмов и ретрансляции спутника. На собственное производство у КТВ в тот момент не было ни денег, ни кадров.

«Восточный экспресс»

 

Начав вещание весной 1995 года, «Восточный экспресс» позиционировал себя одним из первых частных каналов, альтернативных гостелевидению. В Челябинске к тому моменту было уже несколько частных каналов – «Инфо ТВ» Александра Аристова (10 канал), «Даше» братьев Воробьевых (12 канал), «Прометей АСТ» Эдуарда Казаряна (29 канал) и «Арт-Видео» Владимира Ципордея (50 канал). Однако, производя впечатление приобретений по случаю, они демонстрировали отсутствие и концепции вещания, и концепции бизнеса.

К примеру, 12-й канал, «выросший» из телемагазина, с помощью которого собственники – Сергей и Юрий Воробьевы – не только активно продвигали собственный автобизнес, но и неплохо зарабатывали на рекламе, был продан ЧФСК как раз в тот период, когда на руках у его владельцев был подписанный контракт на круглосуточную ретрансляцию СТС. Что в середине 90-х, с точки зрения телебизнеса, было идеальным вариантом, практически не требовавшим вложений, но дающим стабильный и существенный доход.

На этом фоне «Восточный экспресс», действительно, выглядел альтернативой ЧГТРК. В том числе и за счет ставки на информационную влиятельность. Именно с «Восточным экспрессом» на местном телевидении появляется первая новостная программа «Телефакт», позиционировавшаяся независимой от власти. Возглавил ее Денис Вишня.

Впрочем, независимость была достаточно условной. Накануне губернаторских выборов 1996 года симпатии «Восточного экспресса» через дружбу Уфимкина и вице-губернатора области Христенко очевидно были на стороне действующего главы области Вадима Соловьева. По воспоминаниям журналистов, работавших тогда в телекомпании, в обязанность им ставилось не менее двух сюжетов из обладминистрации ежедневно. И хотя после победы на выборах Петра Сумина «Восточный экспресс»


 


 


 


 

 

Источник 74.ru

Подпишись на нашу группу ВКонтакте





Комментарии (2)
Написал admin   6 июня 2008 11:58   цитировать      
Цитата: Сергей Ут
забыли про 454000 и chelport.ru

Уважаемый Сергей, как говориться никто не забыт и ничто не забыто, но сразу оговорюсь, ссылаюсь на мнение автора. chelport - давно устарел, как в плане програмного обеспечения, так и в плане дизайна. Про 454000.ру - и говорить не приходиться. его просто нет. И еще один небольшой секрет. Мир 74 - это в прошлом 454000.ру и те пользователи которые пользуются Интерсвязью об этом знают, так как баннер висел около 3х месяцев.
С уважением администрация Мир74
Написал Сергей Ут   6 июня 2008 02:36   цитировать      
Ну можно сказать, что статью писал недомерок какой-то старые данные и не верны к тому же... Про интернет сайты если, забыли про 454000 и chelport.ru которые по посещаемости не менее 1000 пользователей в сутки имеют, 454000 имел... Да про ещё кучу сайтов забыли...
Добавить комментарий
Ваше Имя: Ваш E-Mail:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код

Введите код:
CTRL+Enter тоже сработает!
Оставить комментарий
Постоянный адрес статьи:


Загадайте желание и нажмите на одну из кнопок. Ваше желание обязательно сбудется!
Опубликовал admin  ⋅   4 июня 2008  ⋅   Челябинск  ⋅   Комментариев 2  ⋅   Просмотров 18186  ⋅   В закладки

Ранее по теме: