Аварийный комиссар – это представитель страховой компании, в обязанности которого входит установление причин наступления страхового случая.
Отчасти его работа дублирует работу инспекторов ГАИ. К тому же, аварийному комиссару приходится фиксировать повреждения автомобиля на момент аварии, пробег и другие нюансы, которые могут повлиять на оценку причиненного ущерба. Все подробности наступившего страхового случая фотографируют.
Но не нужно воспринимать аварийного комиссара только как надзирателя. Часто его работа помогает клиенту страховой компании избежать больших неприятностей. Прежде всего, из-за не совсем точного составления схемы ДТП, или неточного внесения в схему дорожных условий, состояния дорожного покрытия, наличия открытых канализационных люков или ливнестоков.
Такие оплошности происходят не по злому умыслу гаишников или из-за их некомпетентности. Просто ежедневно им приходится оформлять множество аварий, и в спешке инспектор может упустить какую-то мелочь, которая впоследствии может сыграть существенную роль в определении виновного.
– В моей практике были случаи, когда сотрудники ГАИ забывали задокументировать следы подтекания тормозной жидкости в автомобиле одного из участников ДТП, – рассказывает Андрей Сидоренко. – А однажды в схему ДТП не внесли место обсыпания грунта, которое происходит в момент столкновения автомобилей.
Задача аварийного комиссара увидеть и зафиксировать при помощи фотокамеры все эти мелочи, а также потребовать их внесения в схему ДТП.
Кроме того, находясь в шоковом состоянии после аварии, водитель может дать неверные показания, неправильно сформулировать обстоятельства наступившего страхового случая. Потом объяснить в суде, что на самом деле все было по-другому, практически нереально, поскольку судьи внимательнее всего изучают первые показания водителя. И снова тут пригодится помощь аварийного комиссара.
Когда приезжает комиссар
Он выезжает на место ДТП практически всегда. Исключение может быть в тех случаях, когда по звонку клиента сразу понятно, что он виноват в ДТП: разворачивался через двойную осевую или не соблюдал дистанцию и повредил впереди идущий автомобиль.
Но довольно часто человек, только что попавший в аварию, не может внятно рассказать, что произошло. Естественно, тогда на место ДТП выезжает аварийный комиссар.
Теоретически, попавший в аварию клиент страховой компании может сказать гаишникам, что не будет ничего писать и подписывать до приезда своего аварийного комиссара. Если, конечно, он уверен, что тот приедет в ближайшее время. Но дело в том, что время его приезда непредсказуемо – все зависит от дорожной ситуации или других причин. Например, был случай, когда клиент попал в аварию в 500 метрах от офиса своей страховой компании. А аварийного комиссара на месте ДТП пришлось ждать 2 часа.
Водительские ошибки
Сегодня есть ряд типичных причин ДТП. Среди них – несоблюдение дистанции движения, отвлечение от управления авто, когда водитель настраивает магнитолу или ищет что-то в салоне. Классикой становятся столкновения с маршрутками, когда они резко тормозят или выезжают с остановки. Не обходится и без нарушений ПДД – неправильный проезд перекрестка, движение на запрещающий сигнал светофора.
Но можно оказаться в аварийной ситуации, которую создал другой водитель. В этом случае полезными будут несколько рекомендаций.
Часто водитель пытается уйти от столкновения с внезапно выехавшим от обочины автомобилем или маршруткой и «бъет» непричастную к созданию аварийной ситуации машину. В результате истинный виновник спокойно покидает место ДТП, а водитель, пытавшийся избежать столкновения, становится виновником.
Если вы видите, что столкновение неизбежно, не меняйте полосу движения, если не уверены в безопасности такого маневра.
Впрочем, это не значит, что так нужно поступать всегда. Когда на вас едет автомобиль по встречной, надо думать, как спасти свою жизнь, а не как «стукнуть» виноватого. Одна из распространенных ошибок при возникновении аварийной ситуации – это когда водитель сначала сигналит, а уже потом тормозит. Делать нужно наоборот. Так больше шансов не попасть в аварию.
Как быть незастрахованному
Со страхователями все понятно. А как быть тем, у кого нет страховки? Могут ли они заплатить и воспользоваться услугами аварийного комиссара для своего же спокойствия?
Говорят, что смысла в этом нет. Достаточно походить вокруг машины и сфотографировать ее со всех ракурсов, зафиксировав все следы ДТП. Этого хватит для того, чтобы впоследствии проконсультироваться с адвокатами, которые занимаются разбором дорожных аварий. И если была ошибка по определению виновного в ДТП, это решение можно будет обжаловать в суде.
Практически, срок судебных разбирательств составляет порядка двух месяцев. Как правило, за этот период удается уладить все юридические вопросы. Бывает, что дело разбирают дольше, но это единичные случаи.
Правда, в этом случае придется тратиться на адвокатов. А застрахованному услуги аварийного комиссара и юристов ничего не стоят – как правило, это учтено в договоре страхования.
Первые действия после ДТП
Не менять местоположения столкнувшихся автомобилей
Вызвать на место происшествия сотрудников ГАИ
Если есть пострадавшие, вызвать скорую помощь
Позвонить в свою страховую компанию и сообщить об аварии
Использовать медпрепараты только из автоаптечки
По возможности сфотографировать место ДТП со всех возможных ракурсов еще до прибытия инспекторов ГАИ и аварийного комиссара.
Курьезы
В работе аварийных комиссаров встречаются и курьезные случаи. Об одном из них, с которым столкнулся коллега, рассказал Андрей Сидоренко. У человека было два застрахованных по полному КАСКО автомобиля – личный «Жигули» и служебный УАЗ. Зимой он ехал на «жигуленке», его понесло на повороте, и машина вылетела с дороги, закопавшись в снег. Недолго думая, водитель пошел за служебным автомобилем, чтобы вытащить свой. На том же повороте его снова заносит и он УАЗом аккурат припечатывает свой жигуль. Приезжают гаишники, спрашивают, кто хозяин Жигули. Водитель говорит, что он. Тогда инспектор интересуется, где владелец УАЗа. Человек признается, что это снова он. Немая сцена, занавес. Говорят, в страховой компании еще долго не могли без смеха вспоминать этот случай. Но что примечательно – ущерб по Жигулям возместили: формально их владельцем была теща страхователя.
Добавьте комментарий первым!