
Ассоциация «Аэропорт» была создана восемнадцать лет назад. Тогда в нее вошло около тридцати предприятий, работавших до этого в структуре Министерства гражданской авиации. За годы работы ассоциации количество ее участников значительно увеличилось – в объединение вступили новые члены, среди которых авиапредприятия и их партнеры. В рамках «Аэропорта» был создан комитет по авиационной безопасности, в который входят руководители авиапредприятий, представители силовых структур и надзорных органов, контролирующих эту сферу, а также топ-менеджеры компаний, занимающихся производством и поставками досмотрового и другого оборудования, которым оснащают аэровокзалы.
Как отметил генеральный директор ассоциации «Аэропорт» Евгений Звонков, заседание комитета по авиационной безопасности впервые проходит не в столице. «Это связано в первую очередь с тем, что руководство Челябинского авиапредприятия согласилось предоставить нам площадку для проведения этой встречи и оказало содействие в ее организации». На вопрос журналистов, не связан ли факт проведения мероприятия в Челябинске с недавним падением самолета Ан-12, участники заседания отвечают отрицательно, указывая на то, что авиационная безопасность, вопросы которой решаются на заседаниях комитета, и безопасность полетов – это два абсолютно разных понятия.
Круг вопросов, стоящих на повестке дня, по словам г-на Звонкова, в целом не меняется от заседания к заседанию, равно как и проблемы, с которыми приходится сталкиваться авиапредприятиям. В частности, руководства аэропортов продолжают указывать на непроработанность нормативно-правовой базы в этой сфере и отсутствие государственной программы обеспечения авиационной безопасности.
Члены комитета указывают и на нежелание государства оказывать аэропортам поддержку в оснащении их современным оборудованием. «На западе на эти цели выделяются бюджетные средства, у нас же авиапредприятия должны инвестировать в безопасность пассажиров только из собственных средств, – отмечает генеральный директор аэропорта «Шереметьево» Леонид Любезный. – Чтобы компенсировать затраты, нам приходится повышать аэропортовые сборы с авиакомпаний, а те в свою очередь пересматривают свою политику ценообразования. Таким образом, получается, что расходы на повышение авиационной безопасности берет на себя пассажир. Вкупе с ростом топливных сборов это не может не сказываться на доступности авиаперевозок».
По мнению коммерческого директора компании Group LB (поставщик специализированного оборудования для аэропортов) Вячеслава Медведева, недостаточная техническая оснащенность аэропортов и чаще всего не отвечающий современным требованиям уровень авиационной безопасности объясняются тем, что сами авиапредприятия не в полной мере отдают себе отчет в том, чем все это может для них обернуться. «Тот же челябинский аэропорт никак нельзя назвать отвечающим нормам безопасности, – комментирует он. – Если вдруг кто-то захочет его взорвать, он это сделает. Проблема состоит еще и в том, что из-за нежелания многих авиапредприятий вкладывать деньги в свою безопасность даже хорошо оснащенные аэропорты не могут быть полностью защищены, поскольку рейсом из Челябинска или какого-нибудь другого города пассажиры могут привезти с собой все, что угодно».
Как считает г-н Медведев, в том, что пассажир сам платит за свою безопасность, нет ничего страшного. «Это абсолютно нормально, никто за пассажиров платить не обязан, – говорит он. – Главное для авиапредприятий и перевозчиков – не стесняться говорить клиентам: «Платите за безопасность!». Аэропорты должны привлекать средства для закупки хорошего оборудования, которого сейчас на рынке хватает. К сожалению, к решению этого вопроса часто относятся недостаточно внимательно. Некоторые аэровокзалы до сих пор оснащены системами досмотра, которые используются обычно в банках и магазинах. Этого делать ни в коем случае нельзя, аэропорт – это не экспериментальная площадка, здесь риск недопустим».
Впрочем, по мнению экспертов, даже если авиапредприятия будут увеличивать размеры сборов, это в любом случае не повлияет на востребованность воздушных перевозок. Пассажиропоток регулярно растет, что говорит о высоком уровне доверия к этому виду транспорта, отмечают специалисты.
Добавьте комментарий первым!