Мир74.ру » Интересное » Южноуральские археологи обнаружили на хребте Зюраткуль древний геоглиф (ФОТО) / На космических снимках замечено изображение животного

Еще один памятник культуры может появиться на Южном Урале: археологи предполагают, что обнаружили в Саткинском районе древний геоглиф, не имеющий аналогов в России.

Как сообщили в пресс-службе правительства Челябинской области, во время первичного обследования ученые обнаружили на хребте Зюраткуль в Саткинском районе уникальный геоглиф, не имеющий аналогов в России.

Местный краевед Александр Шестаков изучил космические снимки, размещенные на Google. Он обнаружил макрорисунок на хребте Зюраткуль, о чем и сообщил исследователям. Оказалось, что уникальный объект расположен на террасе юго-восточного склона хребта на высоте 860 метров. По террасе и непосредственно самому изображению проходит древняя тропа.

По словам сотрудников центра по охране культурного наследия Челябинской области, на космическом снимке рисунок отчетливо виден благодаря светлым изогнутым линиям. Линии образуют контур копытного животного, ориентированного ногами к вершине хребта, а спиной и рогами – к озеру.

Геоглиф расположен на площадке с относительно слабым наклоном, что позволяет видеть его с вершины хребта Зюраткуль. Очевидно, здесь и располагалась обзорная площадка во время его строительства. За счет кварцевой выкладки линии изображения хорошо читаются на космических снимках в виде светлых полос.

Ученые пришли к выводу, что уникальный объект имеет антропогенный характер, был сделан в древности и классифицируется как геоглиф. Определить время его сооружения невозможно. Судя по мощному наносному слою земли, перекрывшему сооружение, вероятно, временем его создания можно считать эпоху неолита – раннего железного века (VI тысячелетие до н.э. – I тысячелетие н.э.).

Специалисты отмечают: аналогов находки на территории России до сих пор обнаружено не было. Южноуральские археологи планируют продолжить изучение геоглифа после получения разрешения из федеральной службы по охране памятников. В рамках запланированных работ проведут не только раскопки, но и геодезические изыскания, дешифрирование аэрофотоснимков и естественнонаучные анализы – радиоуглеродный, термолюминесцентный, споро-пыльцевой, петрографический.

Напомним, геоглифом считается нанесенный на землю геометрический узор. Геоглифы очень велики, поэтому рассмотреть их можно только с воздуха. Существуют два способа создания геоглифов – путём снятия верхнего слоя почвы по периметру узора либо, наоборот, насыпания щебня там, где должна пройти линия узора. Наиболее известным примером является изображение в пустыне Наска в Южном Перу. Самым известным европейским геоглифом является доисторическая лошадь из Уффингтона – стилизованная меловая фигура длиной 110 метров на склоне 261-метрового известнякового Холла белой лошади близ местечка Уффингтон в английском графстве Осксфордшир.

Южноуральские археологи обнаружили на хребте Зюраткуль древний геоглиф (ФОТО)